Всемирный доклад о наркотиках 2021: краткий обзор

25 июня 2021 года Управление ООН по наркотикам и преступности представило Всемирный доклад о наркотиках 2021. Предлагаем вашему вниманию краткий обзор публикации (Выводы и заключения / Политические последствия).

Несмотря на увеличение содержания активных веществ в каннабисе, он все меньше воспринимается молодежью как вредный наркотик

За последние два десятилетия содержание активных веществ в продуктах каннабиса увеличилось почти в четыре раза в Соединенных Штатах Америки и в два раза в Европе. В США с 1995 по 2019 год процентное содержание Δ9-ТГК, основного психоактивного компонента каннабиса, выросло примерно с 4 до 16 процентов, а в Европе с 2002 по 2019 год – примерно с 6 до 11 процентов.

Δ9-ТГК является причиной развития психических расстройств у активных потребителей каннабиса с большим стажем, однако доля подростков, считающих каннабис вредным, в течение того же периода сократилась на целых 40 процентов. Этот вывод подтверждают и результаты опросов учащихся школ и молодежи из США и Европы. Ограниченные данные из других регионов мира свидетельствуют о схожей картине.

Такое несоответствие между воспринимаемым и реальным риском, связанным с потреблением сильнодействующих форм каннабиса, может усилить негативное воздействие этого наркотика на молодое поколение. Данные научных исследований свидетельствуют о том, что регулярное употребление каннабиса, особенно в молодом возрасте, наносит вред здоровью. Результаты опросов говорят о наличии связи между недооценкой риска и более высокими показателями потребления. Так обстоит дело не только в Европе и США, но и в других регионах мира. Эта проблема может усугубляться назойливой рекламой продуктов каннабиса с высоким содержанием ТГК частными фирмами и их продвижением через социальные сети. В настоящее время в продаже можно встретить такие продукты, как цветы каннабиса, готовые сигареты, вапорайзеры, концентраты и пищевые изделия. Содержание активных веществ в таких продуктах может быть самым разным и непредсказуемым (в некоторых юрисдикциях, где легализовано потребление каннабиса, нет ограничений на содержание ТГК), что может представлять угрозу для общественного здоровья.

Для того чтобы люди, особенно в молодом возрасте, могли принимать решения на основе верного понимания рисков, связанных с потреблением продуктов каннабиса, важно бороться с распространением неверных сведений об их воздействии на организм.

Помочь избежать заблуждений можно путем проведения информационно-разъяснительной и просветительской работы, направленной на распространение научных сведений и не носящей стигматизирующего характера для

наркопотребителей или лиц с расстройствами на почве употребления наркотиков. Распространяемая информация должна быть основана на фактах, и в ней должно проводиться четкое различие между применением продуктов каннабиса по медицинским показаниям при некоторых заболеваниях, использованием продукции из каннабиса, например содержащей КБД, в так называемой индустрии красоты и здоровья и последствиями потребления каннабиса не в медицинских целях.

Для обеспечения победы интересов общественного здравоохранения над интересами бизнеса стоит ввести полный запрет на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство каннабиса. При этом нужно обеспечить, чтобы такой запрет действовал во всех юрисдикциях. Для этого можно принять меры, аналогичные предусмотренным Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе против табака.

Необходимо выделять больше средств на изучение вредных последствий немедицинского потребления каннабиса для здоровья и более точного определения спектра заболеваний, для лечения которых могут быть эффективны препараты каннабиса.

Ключевое значение имеет глобальный мониторинг последствий применения законов, допускающих использование каннабиса в медицинских и немедицинских целях. Такой мониторинг не должен ограничиваться простым наблюдением за динамикой потребления каннабиса в отдельно взятой стране, но должен включать и оценку распространенности и особенностей потребления каннабиса, его медико-санитарных и социально-экономических последствий и развития ситуации на законных и незаконных рынках по всему миру. Изучения требует также такой важный аспект, как влияние легализации потребления каннабиса на восприятие связанных с ним рисков, особенно в молодежной среде, за пределами стран, в которых происходит легализация; помимо этого важно изучить, как такой риск воспринимается молодежью в странах с низким уровнем дохода.

Рост интернет-торговли может полностью трансформировать привычные схемы распределения и потребления наркотиков во всем мире

Торговые площадки для сбыта наркотиков появились в даркнете всего лет десять назад, однако сегодня годовой оборот крупнейших из них по самым скромным оценкам составляет 315 млн долл. США. Хотя это лишь малая толика от совокупного оборота наркотиков, тенденция идет вверх: в период с начала 2010-х годов (2011 – середина 2017 года) по последние годы (середина 2017 – 2020 год) годовой объем продаж увеличился в четыре раза. Проникновение наркоторговли в социальные сети и на популярные электронные торговые площадки позволяет предположить, что доступность наркотиков растет.

Если основная часть наркооборота в даркнете приходится на каннабис, то видимый сегмент интернета часто используется для торговли НПВ и веществами, используемыми при изготовлении синтетических наркотиков, в том числе химическими веществами – прекурсорами. Продавцы играют в кошки-мышки с правоохранительными органами, продавая свою продукцию под видом «химических реактивов» или предлагая услуги синтеза веществ «по индивидуальным заказам», позволяющие клиентам заказывать вещества, не фигурирующие в каталоге. Хотя такая практика вполне законна в фармацевтической отрасли, ею могут воспользоваться и наркодельцы для распространения контролируемых веществ.

Стремительный темп технологических инноваций в комплексе с гибкостью и приспособляемостью наркодельцов, использующих новые платформы для торговли наркотиками и другими веществами, могут привести к возникновению глобального рынка, на котором будет доступно больше наркотиков в большем числе регионов, особенно с учетом способности наркоторговцев быстро адаптировать свои каналы сбыта к меняющимся условиям. Это, в свою очередь, приведет к ускорению смены парадигмы потребления наркотиков.

Приоритетное значение для борьбы с незаконным оборотом наркотиков в даркнете сохраняет укрепление потенциала правоохранительных органов, тогда как для борьбы с участившимся использованием видимого сегмента интернета требуются инновационные решения и укрепление международного сотрудничества.

Огромную важность для противодействия незаконному обороту наркотиков в интернете приобрело государственно-частное партнерство. В цепочке сбыта наркотиков теперь задействованы интернет-провайдеры, технологические и транспортные компании и почтовые службы. Без привлечения всех этих сторон принимаемые правительствами ответные меры не будут иметь эффекта. К числу мер, которые могут быть приняты правительствами совместно с частным сектором, относится контроль за рекламой и объявлениями о продаже запрещенных наркотиков в интернете и их удаление. Такие инициативы должны обеспечивать возможность обмена адекватным объемом законных и строго необходимых сведений с правоохранительными органами при соблюдении строжайших этических норм, гарантирующих свободу доступа к информации и защиту частной жизни.

Для выявления незаконных доходов и финансовых потоков, являющихся движущим фактором незаконного оборота наркотиков, необходимо ввести жесткое регулирование и контроль рынков криптовалюты и мониторинг электронных платежей для обнаружения подозрительных операций и уведомления о них компетентных органов. Такие подходы будут эффективны только при условии принятия единообразной нормативно-правовой базы и ее соблюдения во всех юрисдикциях, а также установления правительствами одинаковых правил игры для всех. Это условие приобретет еще большую актуальность в будущем, по мере того как вместо отслеживаемой криптовалюты для оплаты наркотиков в интернете начнет активнее использоваться конфиденциальная криптовалюта, обеспечивающая более высокую степень анонимности.

Для борьбы с глобальным рынком наркотиков, который со временем сложится в интернете, потребуются глобальные ответные меры, включая разработку инновационных инструментов, позволяющих правоохранительным органам проводить расследования в безграничном виртуальном пространстве при полном соблюдении прав человека. Для реагирования на эту угрозу всем государствам потребуется экспертный доступ к даркнету и наличие необходимого следственного потенциала для превентивного закрытия электронных магазинов и торговых площадок.

Транснациональный характер электронного рынка наркотиков требует от правоохранительных органов способности к быстрому реагированию и работе на трансграничном уровне в рамках совместных следственных групп из представителей разных стран. Ключевое значение в этой связи имеет решение проблемы с получением данных из-за пределов национальной территории и санкционированием соответствующих запросов прокурорами и судьями.

К 2030 году число наркопотребителей в Африке, по прогнозам, вырастет на 40 процентов

По имеющимся прогнозам, в ближайшие десять лет число потребителей наркотиков в Африке увеличится на 40 процентов лишь в силу изменения демографической ситуации. Хотя рост численности потребителей ожидается во всем мире, он, вероятно, будет особенно выражен в Африке, поскольку население там моложе, а потребление наркотиков больше распространено среди молодежи, чем среди людей старшего возраста. Кроме того, в Африке прогнозируется более высокий прирост населения, чем в остальных регионах.

Согласно прогнозам, к 2030 году численность людей, употребляющих наркотики, во всем мире вырастет на 11 процентов только вследствие демографических изменений. Львиная доля этого прироста придется на страны с низким уровнем дохода.

Эти изменения повлекут за собой новые вызовы, ведь увеличение числа потребителей наркотиков означает рост численности людей с расстройствами на этой почве, а следовательно, и усиление необходимости в оказании соответствующих услуг. Увеличение спроса на наркотики может привести к активизации деятельности организованных преступных групп, что может оказаться серьезным вызовом для правоохранительных органов в тех частях мира, где возможности решения подобных проблем зачастую более ограниченны. Рост численности потребителей наркотиков, вероятно, приведет к усугублению таких уже существующих в Африке проблем, как потребление каннабиса, немедицинское употребление трамадола и расширение транзита кокаина и героина через территорию континента.

Потенциального всплеска численности наркопотребителей в Африке все еще можно избежать. Принятие эффективных мер реагирования на уровне континента требует масштабных инвестиций в здравоохранение и расширения научно обоснованных программ профилактики, направленных, в частности, на обучение навыкам семейных взаимоотношений, навыкам жизнедеятельности в школе и привлечение молодежи к участию в местной общественной жизни. Помимо этого, требуется обеспечить оказание высококачественных услуг медикаментозной и психосоциальной помощи. Для содействия возвращению людей, употребляющих наркотики, в общество нужен план, предусматривающий получение дальнейшего образования и профессиональной подготовки и содействие в трудоустройстве. Для молодежи с расстройствами на почве употребления наркотиков нужно обеспечить предоставление научно обоснованной помощи, включая прохождение семейной психотерапии. Наряду с этим необходимо предусмотреть принятие комплексных мер профилактики, лечения и ухода в связи с ВИЧ для наркопотребителей, содержащихся в тюрьмах и учреждениях закрытого типа.

Принятию таких мер в масштабах континента может способствовать разработанная УНП ООН Стратегическая концепция развития Африки до 2030 года, в которой определен комплексный подход, ориентированный на интересы людей и защиту прав человека, и призванный способствовать расширению возможностей африканского общества в процессе выработки устойчивых решений в ответ на вызовы, связанные с наркотиками. Основное место в стратегии отведено профилактическим мерам, направленным на устранение факторов риска, связанных с наркотиками и транснациональной организованной преступностью, поддержку и развитие общественных и государственных институтов и защиту групп риска и уязвимых категорий населения. Она служит эффективной основой для принятия конкретных мер борьбы с незаконным оборотом и потреблением наркотиков и оказания наркопотребителям лечебно-профилактической и медико-санитарной помощи в связи с ВИЧ.

Прогнозируемый рост потребления наркотиков и динамичные изменения на наркорынке требуют проведения регулярного мониторинга наркоситуации в Африке. Данные о потреблении наркотиков и его вредных последствиях, а также о предложении и рыночных показателях по-прежнему ограниченны. Для определения и внедрения инновационных и экономичных систем мониторинга и оценки государствам требуется мобилизовать большой объем ресурсов в масштабах всего континента. Это позволит им получать и использовать данные о спросе на наркотики и их предложении и обеспечить национальные органы необходимой информацией для выявления новых тенденций, пока они обратимы. Ключевое значение для поддержки усилий африканских стран по сдерживанию ожидаемого роста численности наркопотребителей и возможных негативных последствий для здравоохранения и безопасности будут иметь прочные партнерские отношения. Благодаря повышению эффективности в результате реформы системы развития Организации Объединенных Наций у африканских государств-членов появилась возможность тесно сотрудничать с партнерами Организации Объединенных Наций ради достижения более ощутимых результатов в рамках совместных программ ООН.

Пандемия COVID-19 дала толчок внедрению инноваций в сфере наркопрофилактики и наркологической помощи

С тех пор, как мир охватила пандемия COVID-19, многие задачи, прежде требовавшие личного обращения за помощью, стало можно решать через интернет, по телефону или по почте. В некоторых странах стремительные темпы инноваций коренным образом изменили возможности оказания медицинских услуг лицам, употребляющим наркотики.

Несмотря на некоторые сбои в предоставлении услуг наркологической помощи в первые месяцы пандемии, многим странам удалось оперативно внедрить систему дистанционного медицинского обслуживания с учетом требований самоизоляции и физического дистанцирования. Это позволило медицинским работникам давать консультации и проводить предварительную оценку состояния пациентов по телефону. Тем не менее закрытие служб, занимавшихся предоставлением не жизненно важных медицинских услуг, и введение ограничений на перемещение людей привели к внезапному и нескоординированному прекращению обслуживания лиц с расстройствами, связанными с употреблением наркотиков, на начальных этапах карантинных мероприятий.

Наряду с этим были упрощены требования к назначению медицинских препаратов, а пациентам предоставлено больше свободы в обращении с препаратами из группы агонистов опиоидных рецепторов, например некоторым больным расстройствами на почве потребления наркотиков было разрешено забирать дозы метадона домой. В практику было введено также использование торговых автоматов для отпуска препаратов, содержащих опиоидные агонисты, и распространение стерильных игл и шприцев по почте. Эффективность многих из этих нововведений еще предстоит оценить.

Коррективы, внесенные пандемией COVID-19 в порядок предоставления лечебно-профилактической и медико-санитарной помощи и реабилитационных услуг в связи с расстройствами на почве употребления наркотиков и ВИЧ, имеют

огромный потенциал в плане повышения доступности и сферы охвата таких услуг, при условии что они останутся в силе после завершения пандемии. Ускорение процесса оказания услуг через интернет диктует необходимость обновления научных стандартов в области оказания лечебно-профилактической и медико-санитарной помощи и реабилитационных услуг в связи с расстройствами на почве употребления наркотиков и ВИЧ. Для обеспечения равноправного доступа к интернет-обслуживанию, особенно для представителей наиболее маргинализированных категорий населения, необходимо, чтобы такие стандарты учитывали разный уровень технической грамотности и доступности информационных технологий в разных районах мира.

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что лица, употребляющие наркотики или страдающие расстройствами на этой почве, включая лиц, живущих с инфекционными заболеваниями и находящихся в местах лишения свободы, особенно подвержены проблемам со здоровьем, что говорит о необходимости

проводить профилактические осмотры и вакцинацию этих категорий населения от COVID-19 в приоритетном порядке. Интересы потребителей наркотиков, как живущих в обществе, так и находящихся в заключении, необходимо учитывать в национальных планах борьбы с пандемией. Такие планы должны обеспечивать бесперебойное предоставление лечебно-профилактической и медико-санитарной помощи и реабилитационных услуг потребителям наркотиков, как живущим в обществе, так и находящимся в местах лишения свободы. Защита прав наркопотребителей и уменьшение стигматизации, дискриминации и неравенства должны оставаться в числе приоритетных задач в случае любой оптимизации системы здравоохранения во время текущей или будущих пандемий.

Устойчивость наркорынков во время пандемии еще раз продемонстрировала способность наркоторговцев быстро адаптироваться к меняющимся условиям и обстоятельствам

В большинстве регионов мира во время первой фазы пандемии COVID-19 наркорынки испытывали временные сбои, но быстро восстановились.

Тем не менее пандемия спровоцировала или ускорила некоторые ранее наметившиеся тенденции в области незаконного оборота. К ним относятся увеличение размера отдельных партий и более широкое использование сухопутных и водных путей сообщения, частного авиатранспорта, грузовых авиаперевозок и почтовых отправлений и бесконтактных методов доставки наркотиков потребителям, например почтой.

Одной из ключевых задач в борьбе с хронической проблемой незаконного оборота наркотиков остается развитие международного сотрудничества. Важно, чтобы правоохранительные органы, работающие в ключевых пограничных пунктах, делились друг с другом информацией и знаниями об эффективных способах и передовой практике перехвата грузов на региональном и международном уровнях. Совместными силами они могут определять новые стратегии для улучшения прицельного контроля контейнеров и грузов, перевозимых по воздушным и морским маршрутам.

Требуется существенно расширить возможности контроля и прицельного отслеживания морских, наземных, железнодорожных и воздушных грузоперевозок, но добиться этого можно лишь при условии эффективного обмена оперативной информацией между национальными органами и частными структурами, включая судоходные компании или коммерческие авиалинии. Заметно расширить возможности по перехвату подозрительных грузов может помочь разработка международных механизмов подотчетности и оптимальной практики отслеживания подозрительных грузов для судоходных компаний, почтовых служб и железнодорожных операторов. Параллельно с этим нужно разработать стратегии реагирования на изменения динамики незаконного оборота путем усиления мер скринингового контроля и выявления подозрительных грузов на борту частных и коммерческих воздушных судов. Постоянные изменения маршрутов незаконного оборота и тактики наркоторговцев требуют создания систем мониторинга данных в режиме реального времени для укрепления механизмов пограничного контроля и повышения информированности сотрудников пограничных органов. Такие системы могут способствовать определению приоритетов деятельности правоохранительных органов и содержания программ профессиональной подготовки и наставничества для должностных лиц, работающих в крупных пограничных пунктах.

Во время пандемии возросло немедицинское потребление каннабиса и седативных препаратов

Во время пандемии в большинстве стран наблюдался рост потребления каннабиса и немедицинского применения наркотических лекарственных препаратов, в том числе из группы бензодиазепинов. По данным опроса медицинских работников, проведенного в 77 странах, рост применения седативных препаратов не по назначению врача был отмечен в 64 процентах стран, а рост потребления каннабиса – в 42 процентах. Изменения в динамике потребления других веществ были менее выражены, хотя потребление таких наркотиков, как экстези и кокаин, обычно употребляемых в компании, отмечалось реже.

С начала пандемии в Северной Америке наблюдается всплеск смертности от передозировки опиоидов. Так, во втором квартале 2020 года смертность от передозировки опиоидов в Канаде была на 58 процентов выше, чем в тот же период 2019 года. Известно, что введение ковидных ограничений привело к ухудшению материального положения населения и усугублению социального отчуждения, а это как раз те факторы, которые могут способствовать росту потребления наркотиков.

Чтобы не допустить ускорения роста потребления некоторых наркотиков, наметившегося во время пандемии COVID-19, в государственный бюджет на период после пандемии необходимо заложить достаточный объем средств на профилактику наркомании и оказание наркологической помощи. В ежегодном бюджете на здравоохранение необходимо закрепить определенный процент расходов на оказание лечебно-профилактической и медицинской помощи в связи с потреблением наркотиков и ВИЧ.

Это позволит расширить охват и повысить качество обслуживания с целью не допустить того, чтобы люди с расстройствами на почве употребления наркотиков переключились на более опасные вещества или способы их приема. Таким образом можно добиться уменьшения негативных последствий потребления наркотиков, и в том числе снижения смертности.

Экономичным способом предотвратить дальнейший рост числа потребителей каннабиса и вред от его все более широкого немедицинского потребления является профилактика. Одним из приоритетных направлений инвестиций в период после окончания пандемии должна стать научно обоснованная профилактика наркомании и других видов рискованного поведения, в рамках которой необходимо сделать особый упор на обучении детей и молодежи навыкам жизнедеятельности, обучение родителей навыкам воспитания детей и семейных взаимоотношений и предоставление услуг по охране психического здоровья.

Негативные последствия пандемии COVID-19 будут ощущаться на рынках наркотиков еще долгие годы

Пандемия повлекла за собой усугубление экономических проблем, радикальные сдвиги в технологической сфере и кардинальные изменения привычного уклада общественной жизни, что в конечном итоге, скорее всего, повлияет и на структуру наркопотребления. Социально незащищенное население в районах выращивания опийного мака и кокаинового куста оказалось еще более уязвимым в результате влияния пандемии на их источники средств к существованию. Например, в Афганистане пандемия началась после засухи 2018 года и наводнений 2019 года, а это значит, что еще до ее начала многие крестьяне едва сводили концы с концами. Спровоцированный же пандемией экономический кризис лишь еще больше повысит привлекательность выращивания незаконных культур. Рост безработицы может означать, что все больше людей будет соглашаться на поденную работу по сбору опия-сырца и листа коки, а наркоторговцам будет легче вербовать работников в экономически тяжелые времена.

Тем временем во всем мире наблюдается рост неравенства, нищеты и психических расстройств, а это все известные факторы, которые толкают людей к употреблению наркотиков и влекут за собой негативные последствия для здоровья и рост расстройств на почве употребления наркотиков. Наметившиеся изменения в структуре потребления наркотиков, включая рост потребления каннабиса и немедицинского применения седативных препаратов, вероятнее всего, подстегнут расширение рынка этих веществ.

Этот процесс, вероятно, будет подогреваться появлением новых методов сбыта наркотиков на розничном уровне, сопровождаемым постепенной утратой значения уличной торговли и все более широким распространением бесконтактных методов, включая покупку наркотиков онлайн и доставку почтой, и даже дронами.

Особую актуальность на этапе восстановления после эпидемии будет иметь профилактическая работа с родителями и молодежью, оказавшимися в уязвимом положении, с целью помочь им справиться со стрессовыми ситуациями, обусловленными пандемией, не прибегая к негативным механизмам адаптации. К эффективным методам такой работы относятся обучение навыкам семейных взаимоотношений, создание приютов для жертв домашнего насилия и предоставление услуг по охране психического здоровья.

Возможности для смягчения негативных последствия пандемии для уязвимых категорий населения и маргинализированных групп открывает разработка планов восстановления после пандемии. При этом необходимо обеспечить, чтобы у людей, употребляющих наркотики, и населения, участвующего в незаконном культивировании и производстве наркотиков или рискующего оказаться втянутым в такую деятельность, имелся доступ к программам жилья, продовольственной помощи, материальной поддержки и медицинского страхования.

Огромную важность в этой связи имеет содействие развитию сельских районов, население которых занимается незаконным культивированием наркотиков, с целью предотвратить вовлечение в производство и оборот наркотиков новых людей, потерявших работу из-за пандемии. Улучшению условий жизни домохозяйств в сельских районах могут способствовать долгосрочные инвестиции в устойчивое альтернативное развитие. При условии принятия соответствующих мер на ранних этапах восстановления они могут позволить удержать домохозяйства от занятия незаконной деятельностью и предотвратить переток трудовых ресурсов в незаконную наркоэкономику и помогут закрепить успехи последних лет.

Меры стимулирования альтернативного развития могут помочь населению повысить свои профессиональные навыки, улучшить инфраструктуру и подняться на новый уровень развития, выходящий за рамки удовлетворения базовых потребностей, не нанося вреда окружающей среде. Помимо этого, значительно повысить рентабельность продукции или услуг позволит привлечение частного сектора. Для формирования доказательной базы и дальнейшего повышения отдачи от проектов важно проводить оценку эффективности всех принимаемых мер по стимулированию альтернативного развития.

На рынке стран с высоким уровнем дохода появляется все меньше НПВ, зато они становятся все более доступны в менее богатых регионах

С 2013 по 2019 год число НПВ, ежегодно появляющихся на мировом рынке, сократилось со 163 до 71. Эти показатели хорошо отражают динамику развития ситуации в субрегионах Северной Америки и Западной и Центральной Европы, где десятилетие назад возникли первые рынки сбыта НПВ.

Эти цифры говорят о том, что национальным и международным системам контроля успешно удалось ограничить распространение НПВ в странах с высоким уровнем дохода. В некоторых из таких стран были приняты общие положения законодательства, охватывающие возможность появления новых вариантов контролируемых веществ в будущем, тогда как в других стали строже, чем раньше, применяться положения об аналогах, разрешающие судам определять наличие у химических веществ структурного и фармакологического сходства с уже поставленными под национальный контроль веществами.

Однако теперь проблема НПВ распространилась на более бедные регионы, где системы контроля могут быть слабее. Например, с 2015 по 2019 год объем изъятий синтетических НПВ в Африке вырос менее чем с 1 кг до 828 кг. Аналогичная динамика наблюдается и в Центральной и Южной Америке, где объем изъятий в тот же период вырос с 60 до 641 кг.

Из успешного опыта сдерживания распространения НПВ можно сделать много полезных выводов. Страны и регионы, недавно столкнувшиеся с проблемой НПВ, могут извлечь большую пользу из расширения международного сотрудничества и освоения передовой практики стран, которым удалось обуздать эту проблему благодаря усилиям законодательных, правоохранительных и судебных органов.

Меры, помогающие ограничивать предложение НПВ и сократить негативные последствия для здоровья, можно распространить и на страны с низким уровнем дохода, отдельные из которых все более уязвимы перед опасностью появления НПВ. К таким мерам относится создание механизмов раннего предупреждения, обеспечивающих возможность принятия полного набора обоснованных мер, начиная с раннего обнаружения, быстрого реагирования и проведения расследований по фактам изъятия, в том числе силами совместных следственных групп, и заканчивая обучением работников скорой медицинской помощи порядку действий в случаях острой интоксикации НПВ. Снижению вреда он НПВ можно также помочь посредством охвата лиц, употребляющих такие вещества, теми же услугами, которые оказываются потребителям наркотиков и лицам с расстройствами на почве их употребления.

Диверсификация цепочек поставок кокаина в Европу ведет к падению цен и повышению качества, создавая угрозу дальнейшего расширения рынка кокаина в Европе

Маршрут незаконного оборота кокаина между Южной Америкой и Европой является вторым по объему в мире и постоянно эволюционирует. В цепочках поставок, некогда контролировавшихся несколькими организованными преступными группами, происходят изменения и участвует все больше группировок.

В прошлом значительная часть кокаина ввозилась в Европу по хорошо налаженным каналам, в частности итальянскими организованными преступными группами и альянсами колумбийских и испанских группировок. Теперь же в незаконном обороте и поставках все активнее участвуют балканские преступные сообщества, а некоторые из них отказываются от услуг посредников и закупают кокаин напрямую из районов производства в Андском регионе.

Рост конкуренции и оптимизация каналов поставок ведут к тому, что кокаин становится все более доступным, а его качество растет. За последнее десятилетие чистота кокаина на европейском рынке увеличилась на 40 процентов, а это значит, что высококачественный кокаин в пересчете на чистое вещество фактически подешевел.

Повышение доступности высококачественного кокаина, вероятно, приведет к увеличению численности употребляющих его людей и подтолкнет нынешних потребителей к еще более активному потреблению. Это повлечет за собой дальнейшее увеличение потенциального вреда от этого наркотика.

Во избежание того, чтобы рост предложения кокаина не вылился в увеличение численности употребляющих его людей и расширение масштабов вреда, необходимы значительные инвестиции в профилактику и лечение наркомании. Эти инвестиции следует направить на работу с людьми, рискующими приобщиться к потреблению кокаина, и проведение исследований с целью разработки медикаментозных методов лечения. Чтобы лучше понять, как выследить доходы наркоторговцев, необходимо создать систему мониторинга, позволяющую в режиме реального времени наблюдать за спросом и предложением и отслеживать незаконные финансовые потоки, генерируемые рынком кокаина.

Чтобы не допустить угрозы дальнейшего роста предложения кокаина в Европе, необходимо активизировать международное сотрудничество между Европой и Америкой и обеспечить распространение передового опыта правоохранительных органов в области выявления слабо структурированных преступных сообществ и использования новых средств связи. К такому сотрудничеству следует привлекать не только правоохранительные органы, но и органы прокуратуры, а само сотрудничество должно включать содействие созданию совместных следственных групп под эгидой Евроюста и Европола.

Усугубление наркопроблемы в Афганистане создает риск увеличения угрозы для всего региона

По сообщениям из Афганистана, в 2020 году площадь незаконных посевов опийного мака выросла на 37 процентов по сравнению с предыдущим годом. Это третий по величине показатель, когда-либо регистрировавшийся в этой стране, и соответствует 85 процентам от совокупного объема мирового производства опия. Это увеличение вписывается в тенденцию к расширению площади незаконных посевов опийного мака в мире, которая сохраняется последние два десятилетия и особенно четко прослеживается с 2009 года.

Теперь Афганистан также превращается в крупный источник метамфетамина в регионе. В соседней Исламской Республике Иран доля метамфетамина афганского происхождения в общем объеме изъятий увеличилась менее чем с 10 процентов в 2015 году до более чем 90 процентов в 2019 году. Объем изъятий метамфетамина в самом Афганистане в 2019 году увеличился почти в семь раз по сравнению с предыдущим годом. Это несмотря на то, что в результате авиаударов по приграничным районам, контролируемым талибами, в 2019 году были за день уничтожены десятки метамфетаминовых лабораторий. Рост производства метамфетамина еще больше усложняет проблему незаконной наркоэкономики Афганистана и увеличивает угрозу для стран внутри и за пределами региона. Политическая нестабильность может еще больше усилить незащищенность местного населения от производства опия и метамфетамина.

Последствия подъема производства метамфетамина в Афганистане уже начинают сказываться на здоровье местного населения. В настоящее время афганская молодежь сталкивается не только с самым большим предложением опиатов в мире в одной из крупнейших незаконных наркоэкономик, но и со все большим разнообразием рынка синтетических наркотиков. По данным опросов, относительно большая доля молодых людей сообщает о недавнем употреблении метамфетамина.

Афганистан представляет собой наглядный пример взаимосвязанности политики, безопасности и наркотиков. В то время как вопросы политики и безопасности обсуждаются в рамках текущих мирных переговоров, нельзя упускать из виду и вопрос о нелегальной экономике как важном источнике благосостояния. Между тем более активное создание альтернативных источников средств к существованию может помочь сократить культивирование опия, повысить устойчивость населения в условиях неопределенности и остановить его отток за пределы страны. Огромное значение имеет также налаживание регионального сотрудничества между странами, напрямую затронутыми последствиями распространения опиатов и синтетических наркотиков. Укрепление международного сотрудничества с Афганистаном сегодня важно как никогда, учитывая предстоящий вывод международного контингента войск с территории страны. На сегодняшний день к приоритетным задачам, которые нужно учитывать при разработке мер противодействия незаконному обороту наркотиков афганского производства, относятся определение четких целей, поддержка региональных антинаркотических операций и подготовка региональных планов действий.

Стоящая перед Афганистаном проблема наркотиков имеет региональные и глобальные истоки и последствия. На национальном уровне Афганистану нужна поддержка в создании устойчивых и надежных альтернативных источников средств к существованию для сельского населения, активизации мероприятий по пресечению незаконной деятельности путем уничтожения посевов мака и проведении антинаркотических информационных кампаний. Стране также нужна помощь в наращивании потенциала для ликвидации сетей изготовления и незаконного оборота и помощь в совершенствовании системы государственного управления и повышении безопасности. Перед ней стоит задача уменьшения негативных последствий употребления наркотиков для здоровья людей, которая все более усложняется вследствие роста потребления синтетических наркотиков, особенно среди молодежи.

На региональном уровне странам необходима поддержка в применении передовых методов расследования при проведении контролируемых поставок, отслеживании источников, расследовании фактов отмывания денег и проведении финансовых расследований, направленных на ликвидацию преступных сообществ, занимающихся незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров в регионе. Образовательным учреждениям по подготовке и повышению квалификации сотрудников правоохранительных органов необходимо придерживаться международных стандартов в области выявления и анализа судебных доказательств для отслеживания перемещения запрещенных наркотиков и их прекурсоров в Западной и Центральной Азии. Особенно полезной была бы поддержка в решении проблемы утечки химических веществ – прекурсоров, необходимых для изготовления героина и метамфетамина.

Необходимо укреплять такие региональные и субрегиональные площадки для сотрудничества правоохранительных органов, как Центральноазиатский региональный информационный и координационный центр, Трехсторонняя инициатива и учрежденная в ее рамках Объединенная группа по планированию, а также Инициатива Афганистана, Кыргызстана и Таджикистана.

Развитие ситуации в Афганистане требует более качественного анализа последствий нелегальной наркоэкономики и более всестороннего мониторинга рынка наркотиков, особенно метамфетамина и химических веществ, используемых при его изготовлении.

Несмотря на стремительный рост изъятий метамфетамина, его прекурсоры по большей части остаются необнаруженными

В то время как объем изъятий метамфетамина с 2011 по 2019 год увеличился в три раза, объем изъятий его прекурсоров, находящихся под международным контролем, в тот же период сократился на 99 процентов. Объема находящихся под международным контролем прекурсоров, изъятого в 2011 году, хватило бы для изготовления 700 т метамфетамина – в семь раз больше того количества, которое было реально изъято в том же году. К 2019 году количество изъятых химических веществ – прекурсоров сократилось до объема, эквивалентного 10 т метамфетамина, при том что самого наркотика было изъято намного больше – 325 т.

Такая динамика объясняется умением наркоторговцев оперативно находить замену используемым химическим веществам для обхода запретов. Известно, что преступные группировки в Афганистане получают прекурсор эфедрин из растений эфедры, не находящихся под международным контролем, а в Северной Америке и Западной Европе они используют неконтролируемые химические вещества для изготовления прекурсора Ф-2-П, из которого затем изготавливается метамфетамин.

Техническая оснащенность, профессиональные знания и гибкость, позволяющие наркоторговцам быстро находить замену химическим веществам и корректировать производственные процессы, являются серьезным испытанием для способности государств-членов осуществлять контроль над прекурсорами. Низкие показатели перехвата прекурсоров могут объясняться и тем, что правоохранительные органы уделяют первоочередное внимание изъятию конечной наркотической продукции, а не ее компонентов.

Важным фактором успешного контроля над прекурсорами синтетических наркотиков, включая метамфетамин, является налаживание партнерства между государством и частным сектором. Оно помогает выявлять возможные факты утечки неконтролируемых прекурсоров из законной цепочки поставок. Проведение регулярного мониторинга национальными органами совместно с субъектами частного сектора может позволить правоохранительным органам действовать с той же гибкостью, что и наркоторговцы, оперативно корректируя цели своей стратегии контроля над прекурсорами, в частности в сторону неконтролируемых химических веществ. Криминалистические лаборатории, располагающие возможностями для проведения подтверждающей экспертизы предполагаемых наркотиков и химических веществ, могут также служить источником важной информации о метамфетамине, в том числе о его хиральности и чистоте, позволяющей проследить цепочку синтеза и источник химических веществ – прекурсоров.

Обмен информацией и проведение совместных расследований по отслеживанию источников можно облегчить путем создания и развития сетей центральных органов по регулированию оборота химических веществ – прекурсоров в странах происхождения, транзита и назначения. Такие сети могут также способствовать привлечению внимания к проблеме использования неконтролируемых химических веществ для изготовления САР.

Расширению возможностей по пресечению трансграничных потоков контролируемых и неконтролируемых химических веществ в районы производства может способствовать создание механизмов для поддержки оперативных сотрудников пограничных контрольно-пропускных пунктов в районах активного незаконного оборота.

Наконец, необходимо наладить регулярный мониторинг потребления метамфетамина с помощью таких экономичных методов, как анализ сточных вод. Такой анализ может также помочь обнаружить возможное подпольное производство на местном уровне.

Доступность лекарственных препаратов для лечения расстройств на почве употребления опиоидов растет

В течение последних двух десятилетий доступность метадона и бупренорфина, двух опиоидных препаратов, чаще всего применяемых для лечения расстройств на почве потребления опиоидов, неуклонно растет. С 1999 года доступное количество этих веществ для медицинского применения увеличилось в шесть раз: с 557 до 3 317 млн суточных доз к 2019 году. Это обнадеживающий признак того, что научно обоснованная медикаментозная терапия сегодня более доступна, чем в прошлом.

Однако, как и в случае с другими опиоидными препаратами, ситуация в разных странах и регионах существенно различается. Доступность этих веществ в целом находится на высоком уровне в Северной Америке, Западной и Центральной Европе и наиболее развитых частях Океании. Многие же страны Африки и Азии сообщили либо об ограниченной доступности таких веществ, либо об их полном отсутствии. Таким образом, охваченность лиц с расстройствами на почве употребления наркотиков терапией агонистами опиоидных рецепторов находится на разном уровне.

На доступность этих веществ для медицинских целей могут влиять такие факторы, как уровень дохода страны, применение таких веществ для обезболивания и численность людей с расстройствами на почве употребления опиоидов. Влияние может оказывать также проводимая в стране политика в отношении терапии агонистами опиоидных рецепторов.

Обнадеживающая тенденция к повышению доступности метадона и бупренорфина открывает возможность для ускорения процесса лечения расстройств, связанных с употреблением наркотиков, с помощью научно обоснованных методов и расширения доступности терапии агонистами опиоидных рецепторов. Странам, в которых доступность таких веществ остается на низком уровне, следует прилагать особые усилия в этом направлении, стараясь и далее не допускать утечку таких веществ на нелегальные рынки. Наркологическая помощь должна быть доступна всем нуждающимся, в том числе лицам с расстройствами на почве употребления наркотиков, содержащимся в тюрьмах и других учреждениях закрытого типа. Применение новых подходов во время пандемии COVID-19 наглядно продемонстрировало, что доступ к терапии агонистами опиоидных рецепторов можно обеспечить даже в самых сложных обстоятельствах за счет создания пунктов низкопороговой помощи и расширения программ терапии на дому.

Больные с сильной болью в бедных странах по-прежнему страдают от нехватки медикаментов

В 2019 году медицинским работникам в Западной и Центральной Африке было доступно по 4 стандартных дозы контролируемых обезболивающих препаратов на 1 млн жителей в день. В Северной Америке этот показатель составлял около 32 тыс. доз. Большая масса больных с острой или хронической болью, вызванной такими тяжелыми заболеваниям, как рак, вынуждена терпеть ненужные страдания. Дефицит предложения обезболивающих наблюдается не только в Африке. Некоторые страны Азии, Океании, Центральной и Южной Америки и Карибского бассейна также сообщили о доступности обезболивающих в объемах, не достигающих и 1 процента от уровня Северной Америки.

В целом, наличие опиоидных препаратов на душу населения в странах с низким и средним уровнем дохода в 2019 году составляло менее 1 процента от показателя стран с высоким уровнем дохода. Это притом, что в странах с низким и средним уровнем дохода проживает 84 процента населения мира.

Следуя основным положениям конвенций о наркотиках, странам и мировому сообществу необходимо найти более устойчивый баланс между обеспечением доступа к контролируемым препаратам для обезболивания и предупреждением формирования рынка таких препаратов для немедицинского применения. Ради устранения барьеров для равноправного доступа к обезболивающим и паллиативной помощи странам необходимо пересмотреть свою политику в данной области, решить проблемы со снабжением, обеспечить поддержку медицинских работников и организовать информационно-разъяснительную работу с населением с целью повышения доступности контролируемых лекарственных средств и предотвращения их утечки и немедицинского применения.

Во время пандемии доступность контролируемых обезболивающих приобрела особую актуальность для поддержки больных, заразившихся вирусом, и всех, кто не мог из-за вируса получить надлежащую медицинскую помощь в больничных учреждениях. МККН, УНП ООН и ВОЗ призвали правительства обеспечить, чтобы закупка контролируемых лекарственных средств и снабжение ими во время пандемии осуществлялись в объемах, соответствующих потребностям пациентов, как больных COVID-19, так и нуждающихся в находящихся под международным контролем лекарственных средствах по другим медицинским показаниям.

За последнее десятилетие численность людей, употребляющих наркотики, выросла на 22 процента

В мире насчитывается около 275 млн человек, употреблявших наркотики в течение последнего года, тогда как еще в 2010 году таковых было 226 млн. Такое 22-процентное увеличение отчасти объясняется ростом численности мирового населения на 10 процентов. Перед системами здравоохранения встает все более сложная задача, ведь в 2019 году расстройствами, связанными с употреблением наркотиков, по оценкам, страдало около 36 млн человек, при том что в 2010 году эта цифра составляла 27 млн. Это соответствует увеличению с 0,6 до 0,7 процента от общей численности мирового населения. Несмотря на рост численности людей с расстройствами на почве употребления наркотиков, доступность наркологической помощи остается на низком уровне. В 2019 году профессиональную помощь получила лишь одна восьмая больных расстройствами, связанными с употреблением наркотиков. Дефицит соответствующих услуг был наиболее ощутим в бедных странах. Это несмотря на наличие неопровержимых доказательств того, что затраты на лечение расстройств, связанных с употреблением наркотиков, намного ниже издержек нелеченой наркозависимости.

Рост численности людей, употребляющих наркотики и страдающих расстройствами на этой почве, происходит на фоне появления сотен синтетических наркотиков на рынке и стремительного увеличения масштабов потребления опиоидов не в медицинских целях. Причем некоторые наркотики имеют более высокое содержание активных веществ, чем десять лет назад. Все эти факторы ведут к повышению риска для каждого отдельного потребителя и увеличению нагрузки на всю систему здравоохранения.

Лучшим первоочередным методом сокращения потребления наркотиков и связанной с ними заболеваемости была и остается профилактика. К наиболее эффективным методам профилактики относятся те, которые помогают молодому поколению выстраивать позитивные взаимоотношения с родными, учителями и сверстниками в школе и другими членами общества и способствуют созданию инклюзивного и безопасного жизненного пространства.

Большую поддержку усилиям по профилактике и лечению наркомании могут оказать общественные объединения и организации гражданского общества, в том числе организации и объединения лиц, употребляющих наркотики, проходящих лечение и реабилитацию или иным образом затронутых проблемой наркотиков. Их следует привлекать ко всем аспектам разработки, реализации, мониторинга и оценки качества соответствующих услуг, предоставив им для этого необходимую поддержку и полномочия.

Увеличение численности людей с расстройствами на почве употребления наркотиков во всем мире требует расширения масштабов научно обоснованных комплексных мероприятий. Такие мероприятия должны быть интегрированы в общую систему здравоохранения и учитывать потребности уязвимых категорий населения, включая женщин, детей и подростков, а также людей, находящихся в контакте с системой уголовного правосудия. В основе любых мероприятий по профилактике и лечению наркомании должны лежать принципы защиты и поощрения прав людей, употребляющих наркотики, гарантирующие им достойное обращение, защиту от стигматизации и равноправный доступ к медицинскому обслуживанию и социальной помощи.

Наибольший объем изъятий опиоидных препаратов в пересчете на дозы приходится на фентанилы, а большинство изъятий таких веществ – на Северную Америку

Объем изъятий фентанила и его аналогов во всем мире стремительно растет все последние годы, а в 2019 году увеличился более чем на 60 процентов по сравнению с предыдущим годом. В целом начиная с 2015 года объем изъятий вырос более чем в двадцать раз. Наибольшее количество фентанилов изымается в Северной Америке. В остальных регионах мира доминируют другие опиоидные препараты – кодеин и трамадол. В период с 2015 по 2019 год наибольшие объемы изъятий трамадола отмечались в Западной и Центральной Африке: на нее приходилось 86 процентов совокупного мирового объема изъятий этого вещества. Кодеин же в больших количествах изымался в Азии, часто в виде сиропов от кашля, ставших объектом утечки из законных каналов.

В весовом выражении изымаемое количество фентанилов намного уступает количеству других опиоидных препаратов. Однако в пересчете на стандартные суточные дозы фентанил составлял 63 процента от всех опиоидных препаратов, изъятых в 2019 году. С учетом же всяческих смесей и аналогов фентанила эта цифра возрастает до 83 процентов.

Структура изъятий опиоидных препаратов отражает различия в ситуации на нелегальных рынках, служащих источником опиоидных препаратов для немедицинского применения в разных регионах мира. Опасность нелегального рынка таких веществ наглядно проявляется в степени вреда, наносимого ими здоровью людей.

Большую часть предложения на нелегальных рынках, служащих источником опиоидных препаратов для немедицинского применения, составляют незаконно изготовленные опиоиды; сокращение таких незаконных рынков требует активизации международного сотрудничества и наращивания потенциала правоохранительных органов для ликвидации транснациональных наркоструктур. В Северной Америке фентанилы обычно не являются предметом утечки с легального рынка медицинской продукции и часто потребляются людьми неосознанно в качестве примеси к другим наркотикам, поэтому усилия по сокращению нелегального рынка в этом регионе следует сконцентрировать на ликвидации преступных группировок и пресечении незаконного производства, в частности посредством контроля над прекурсорами.

Сложнее обстоит дело в Западной, Центральной и Северной Африке. Хотя нелегальный рынок трамадола по-прежнему обеспечивается за счет незаконного производства, существует особый спрос на трамадол для немедицинского применения. Границы между легальным и нелегальным рынком лекарственных средств размыты, при этом существует большой неформальный рынок медикаментов. Характерной особенностью ситуации является ограниченная доступность основных лекарственных средств. В этих условиях

правоохранительная деятельность и международное сотрудничество сохраняют важность для ликвидации преступных группировок, но их одних недостаточно. Необходимо прилагать более активные усилия к достижению оптимального баланса между обеспечением доступности основных лекарственных средств и предупреждением их применения не в медицинских целях. Необходимо проводить профилактическую работу с населением для разъяснения пользы от применения таких опиоидных средств, как трамадол, по медицинским показаниям, и вреде, который может нанести их прием не по назначению.

Мировая площадь культивирования коки сокращается на фоне рекордных объемов производства кокаина

С 2014 по 2019 год мировой объем производства кокаина удвоился и в 2019 году, по оценкам, достиг беспрецедентно высокого уровня в 1 784 т. Объем изъятий кокаина в тот же период также увеличился более чем в два раза. Данные анализа сточных вод свидетельствуют о заметном увеличении потребления кокаина на душу населения в Европе, одном из двух крупнейших рынков сбыта кокаина в мире. Все это указывает на резкий рост по всей цепочке поставок кокаина. На самом же деле темпы роста производства замедлились. Если в 2016 году годовой прирост производства составил 37 процентов, то в 2019 году он равнялся всего 3,5 процента.

Более того, в 2019 году площадь насаждений кокаинового куста в мире сократилась на 5 процентов, в основном в результате значительного сокращения культивирования коки в Колумбии, произошедшего впервые за последние шесть лет. Несмотря на это, данная страна остается крупнейшим источником кокаина в мире. Площадь культивирования коки в Перу осталась на прежнем уровне, а в Многонациональном Государстве Боливия увеличилась.

Замедление темпов роста культивирования позволяет предположить, что в ближайшие годы производство кокаина будет сокращаться. Однако пандемия COVID-19 и вызванные ею социально-экономические последствия могут усугубить уязвимое положение крестьянского населения и подтолкнуть его к продолжению производства листа коки.

Одним из фундаментальных условий успешного сокращения незаконного культивирования и производства коки в районах выращивания кокаинового куста является оказание международной помощи живущему там крестьянскому населению. К числу доказавших свою эффективность стратегий относятся создание условий для выращивания альтернативных культур или создание других альтернативных источников существования, гарантирующих продовольственную безопасность, и реализация проектов агролесомелиорации, позволяющих вывести на внешний рынок продукцию устойчивого сельского хозяйства и уменьшить конфликты среди производителей коки.

Крупномасштабная контрабанда кокаина из стран Андского региона говорит о необходимости укрепления международного сотрудничества между правоохранительными органами, особенно вдоль сухопутных и морских маршрутов незаконного оборота, сформировавшихся вследствие введения ограничений на авиаперевозки после вспышки пандемии COVID-19.

Целесообразно также улучшить контроль за контейнерными грузоперевозками. Например, необходимо усилить контроль в портах бассейна рек Парана и Парагвай, соединяющих несколько стран с Атлантическим океаном, так как этот маршрут быстро набирает популярность. Нужно разработать новые стратегии с учетом того, что альтернативные маршруты незаконного оборота все чаще пролегают через множество секретных и внутренних портов, расположенных в данном районе.

Более широкое использование легкой авиации для перевозки кокаина в пределах Южной Америки во время пандемии COVID-19 говорит о необходимости усиления надзора за авиацией общего назначения. В решении таких вопросов, как регулирование выдачи летных удостоверений и учет сделок с авиационными запчастями и авиационным топливом, может быть особенно полезна техническая помощь.

Помощь требуется также в области судебной экспертизы, особенно в вопросах создания лабораторного потенциала для анализа химических следов, результаты которого могут в дальнейшем помочь в расследовании фактов незаконного оборота кокаина как на внутригосударственном, так и на международном уровне.

Стратегии создания альтернативных источников существования вместо культивирования кокаинового куста и производства коки должны также предусматривать укрепление государственных институтов и повышение доступности оказываемых ими услуг.

Приоритетной задачей остается своевременное отслеживание фактов культивирования кокаинового куста, производства и оборота кокаина и связанных с ними незаконных финансовых потоков. Наряду с этим необходимо использовать новейшие инструменты и возможности геопространственного анализа для углубления понимания движущих факторов кокаиновой экономики и ее связей с легальной экономикой в районах, расположенных вдоль цепочки поставок.

Движущим фактором расширения рынка метамфетамина в Юго-Восточной Азии и Северной Америке могут быть пробелы в системе безопасности в районах его производства

Рынок метамфетамина в Юго-Восточной Азии и Северной Америке продолжает расширяться, а его производство все больше смещается в географические районы Мьянмы с нестабильной обстановкой и районы Мексики, в которых активно действуют организованные преступные группы.

В период 2015–2019 годов более 90 процентов совокупного объема изъятий метамфетамина в мире приходилось на Юго-Восточную Азию и Северную Америку. В Северной Америке объем изъятий с 2009 по 2019 год увеличился восьмикратно, до 153 т. В тот же период в Юго-Восточной Азии произошло одиннадцатикратное увеличение, до 141 т. Рост незаконного оборота метамфетамина в Северной Америке совпал с появлением на рынке так называемых новых товарных разновидностей этого вещества в форме порошка, кристаллов, растворов и таблеток, с виду похожих на МДМА или

фальсифицированные лекарственные препараты. В Северной Америке производители все чаще подмешивают фентанил к другим наркотикам, что стало одной из причин резкого роста смертности от метамфетамина в последние годы.

Падение цен на метамфетаминовую продукцию в сочетании с ростом объема ее изъятий в Юго-Восточной Азии позволяет предположить, что в этом субрегионе предложение метамфетамина опережает спрос. Организованные преступные группы пользуются слабостью контроля над химическими веществами – прекурсорами и не всегда четкой работой механизмов трансграничного сотрудничества. Это привело к коренным изменениям на рынке запрещенных наркотиков в Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском регионе.

Производство сосредоточилось в районе Золотого треугольника на территории Мьянмы, где параллельно с сокращением рынка опия наблюдается активизация производства и оборота метамфетамина. Проблемы безопасности и труднодоступность местности создают значительные трудности.

В Юго-Восточной Азии и Мексике производство метамфетамина сопровождается разгулом насилия и отсутствием безопасности. Однако многие аспекты институциональных и финансовых механизмов, обусловливающих связь между этими явлениями, до сих пор почти не изучены.

Учитывая нестабильность текущей обстановки в Юго-Восточной Азии, огромное значение имеет оказание поддержки странам, граничащим с Мьянмой. Важно также способствовать расширению возможностей соседних стран по пресечению потоков химических веществ в районы производства и изготовления наркотиков.

Передозировки фентанилов продолжают подстегивать опиоидный кризис в Северной Америке

В 2019 году в Соединенных Штатах от передозировки опиоидов умерло почти 50 тыс. человек, более чем вдвое больше, чем в 2010 году. Для сравнения, в Европейском союзе в 2018 году было зафиксировано 8,3 тыс. случаев передозировки наркотиков (в основном связанных с употреблением опиоидов), несмотря на более высокую численность населения.

Однако ситуация с опиоидным кризисом в Северной Америке постепенно меняется. На протяжении последних пяти лет смертность от героина и немедицинского применения таких опиоидных препаратов, как оксикодон и гидрокодон, снижается.

В настоящее время главной движущей силой кризиса является смертность от передозировки синтетических опиоидов, таких как фентанил и его аналоги. Одна из причин, по которым прием фентанилов сопровождается большим числом передозировок с летальным исходом, заключается в том, что смертельная доза таких веществ нередко ниже, чем у других опиоидов. Фентанил оказывает в 100 раз более сильное действие, чем морфин.

Об опасности фентанила говорит и тот факт, что он фигурировал более чем в половине всех случаев летального исхода, связанных с употреблением героина. Синтетические опиоиды также являются существенным фактом роста смертности от передозировки кокаина и других психостимуляторов, включая метамфетамин.

Для профилактики смертности от передозировки наркотиков в Северной Америке жизненно важно, чтобы у людей с опиоидной зависимостью, в том числе содержащихся в тюрьмах или недавно освободившихся, имелся доступ к надлежащему лечению и обслуживанию. Необходимо обеспечить доступность метадона и бупренорфина; а повышение доступности раздаточных наборов налоксона позволит спасти множество жизней. Свою эффективность также доказало обучение людей, включая сверстников, родных, работников служб быстрого реагирования и сотрудников полиции, на случай, если они окажутся свидетелями передозировки, и выдача им комплектов налоксона. Для достижения такого широкого охвата потребуется устранить барьеры, связанные со стоимостью и стигматизацией.

Употребление опиоидов остается главной причиной бремени болезней, связанных с наркотиками

Бремя болезней, связанных с употреблением наркотиков, продолжает расти, проявляясь как в ранней смертности, так и в потере лет здоровой жизни из-за инвалидности. Наибольший вред от наркотиков связан с употреблением опиоидов, особенно из-за риска заражения ВИЧ или гепатитом С в результате несоблюдения мер предосторожности при употреблении наркотиков путем инъекций.

В 2019 году из-за расстройств, связанных с употреблением наркотиков, было потеряно 18 млн лет здоровой жизни; причем 70 процентов от этого числа приходилось на употребление опиоидов.

За последнее десятилетие смертность от расстройств, связанных с употреблением наркотиков, почти удвоилась, намного опередив рост числа потребителей, из чего можно предположить, что употребление наркотиков стало наносить больше вреда. В 2019 году с употреблением наркотиков было связано полмиллиона смертей. Причиной более половины летальных случаев был рак печени, цирроз и другие хроническими заболеваниями печени, вызванные гепатитом С, однако это увеличение отчасти отражает и рост смертности от передозировок, связанных с употреблением таких опиоидов, как фентанилы. Ситуация усугубляется сохраняющимся дефицитом предложения таких научно обоснованных мер помощи, как терапия агонистами опиоидных рецепторов, лечение передозировки опиоидов с помощью налоксона, а также профилактика и лечение гепатита С. Это особенно касается бедных стран.

В качестве более позитивного момента можно отметить, что за последнее десятилетие произошло снижение смертности от ВИЧ и СПИДа среди употребляющих наркотики.

Огромное значение для уменьшения бремени болезней имеет разработка стратегий, направленные на профилактику потребления опиоидов, смертности от передозировок и проблем со здоровьем, которые могут возникнуть в результате несоблюдения мер безопасности при инъекциях. Активизации профилактической работы может способствовать развитие партнерских связей между службами быстрого реагирования, учреждениями общественного здравоохранения и органами общественной безопасности. Такая работа может помочь повысить информированность населения, наладить обмен необходимыми данными для выявления лиц и групп, относящихся к категории риска, и облегчить направление на лечение и в службы социальной защиты.

Для облегчения бремени, накладываемого потреблением опиоидов для системы здравоохранения, требуется значительно расширить масштабы научно обоснованных мероприятий по лечению расстройств на почве потребления опиоидов, включая программы терапии опиоидными агонистами, профилактику передозировок и оказание помощи при передозировке. Необходимо также расширить работу по профилактике передаваемых через кровь инфекций и повысить доступность лечения от гепатита С для употребляющих наркотики.

Тяжелое бремя болезней ложится на употребляющих наркотики путем инъекций

В 2019 году в мире насчитывалось более 11 млн человек, употребляющих наркотики путем инъекций, из них 1,4 млн было инфицировано ВИЧ, и 5,6 млн – гепатитом С. Почти 1,2 млн человек живет с обоими заболеваниями. Основной риск инфицирования для этой категории населения исходит от совместного использования зараженных инструментов для инъекций.

Количество лет здоровой жизни, потерянных из-за ранней смертности или инвалидности вследствие инфицирования вирусными заболеваниями в результате употребления наркотиков, постепенно снижается. Однако вероятность заражения ВИЧ у людей, употребляющих наркотики путем инъекций или иным способом, в 29 раз выше, чем у населения в целом. По оценкам ЮНЭЙДС, в 2019 году на эту категорию приходился каждый десятый новый случай инфицирования. В последние годы в странах Европы и Северной Америки отмечались локальные вспышки ВИЧ.

Для снижения негативных последствий употребления наркотиков для здоровья людей требуется принятие комплексного пакета мер по профилактике и лечению ВИЧ и гепатита. Такой пакет должен включать программы обмена игл и шприцев, терапию агонистами опиоидных рецепторов, снабжение налоксоном и лечение гепатита С. Все подобные мероприятия следует проводить в таких масштабах, чтобы к ним могли без труда и на условиях конфиденциальности получить доступ все желающие потребители наркотиков, в том числе содержащиеся в тюрьмах и других учреждениях закрытого типа.

Уменьшению стигматизации и дискриминации, которые испытывают на себе употребляющие наркотики, может помочь проведение целенаправленной разъяснительной работы среди медицинских работников и сотрудников правоохранительных органов. Для употребляющих наркотики женщин следует обеспечить возможность получения гендерно-специфичных услуг профилактики и лечения ВИЧ и гепатита С.

Мы перезвоним вам


Открыть чат
Чем вам помочь?